Платформа
Sakai - виртуальная среда для организации обучения и совместной работы. Ряд крупнейших вузов мира, в том числе лидеров в области информационных технологий, разрабатывает и использует эту платформу для создания систем поддержки сетевого и дистанционного обучения, для организации групповой работы, в том числе работы исследовательских групп, для создания портфолио индивидуальных пользователей. Среди крупнейших университетов, использующих Sakai, можно назвать Стэнфордский университет, Мичиганский университет, Университет Калифорнии – Беркли, Йэльский университет др. В СПбГУ система внедрена и поддерживается Центром информационных ресурсов Смольного института свободных искусств и наук (Факультет филологии и искусств) в сотрудничестве с компаниями «Астерос» и SUN Microsystems.
А.С. Биккулов (Санкт-Петербургский государственный университет) о платформе Sakai:
"
Платформа дистанционного обучения Sakai – одна из двух наиболее популярных бесплатно
распространяемых платформ дистанционного обучения с открытым кодом (другая из двух - платформа
Moodle). Разработка и развитие платформы Sakai - это крупный международный проект, инициированный
несколькими крупнейшими университетами мира, что на мой взгляд изначально сделало Sakai более
комплексной, развитой, иногда более сложной платформой, ориентированной как на поддержку
преподавания, так и на выполнение функций «электронного кампуса», «электронного деканата» крупного
вуза с множеством специальностей, студентов и предметов. В частности в настоящее время платформа Sakai
одобрена и используется в качестве официальной платформы дистанционного обучения для поддержки
учебного процесса в СПбГУ"
Краткий обзор возможностей платформы SakaiКраткий обзор возможностей платформы Sakai
Sakai представляет собой набор программных инструментов, предназначенных для того, чтобы помочь преподавателям и студентам в поддержке очного учебного процесса или организации дистанционного обучения; кроме того, Sakai может служить средой для взаимодействия, например, исследовательских групп. Для работы с учебными курсами Sakai предоставляет дополнительные возможности для интенсификации и повышения эффективности процесса преподавания и обучения. Для организации совместной работы в Sakai есть набор инструментов, обеспечивающих коммуникацию и групповую деятельность как на рабочем месте, так и удаленно. Используя браузер, пользователи могут выбирать набор инструментов на сайте курса, изменяя таким образом функциональность для своих целей. Для того чтобы использовать систему, не требуется никаких специальных знаний, например HTML и т.п. (хотя использование современных технологий, безусловно, поможет преподавателю в процессе работы в Sakai). Вот несколько примеров того, какие сайты могут быть созданы в рамках Sakai:
персональный сайт пользователя (инструмент «Мой сайт») создается автоматически при регистрации пользователя, является местом хранения личных ресурсов (аудио-, видеофайлы, изображения, текстовые документы и пр.) и рабочим пространством (персональные настройки системы, резюме [CV], персональный wiki-журнал), а также консолидирует всю необходимую информацию (автоматически ретранслируются объявления со всех сайтов пользователя и формируется индивидуальное расписание);
сайт учебного курса (course worksite), где студенты, во-первых, могут ознакомиться с программой и календарем курса, во-вторых, имеют доступ к материалам занятий и проходят тесты и письменные экзамены и выполняют другие задания, оправляя свои работы преподавателю; здесь же может происходить интерактивное онлайн-занятие с использованием аудио- и видеоконференцсвязи и виртуальной классной доски; то есть на сайте курса сосредоточен весь процесс взаимодействия преподавателя со студентами;
сайт-проект (project worksite) для внутреннего взаимодействия (кафедры или учебной программы, лаборатории или исследовательского проекта, сайт учебного отдела или сайт студенческих служб, сайт деканата/администрации), где руководитель или ответственный сотрудник может помещать объявления и осуществлять рассылку, предоставлять доступ к необходимым электронным ресурсам, например документам или ссылкам на другие веб-сайты; сайт-проект может также выполнять функцию форума студентов, преподавателей, сотрудников подразделения или группы исследователей;
сайт-портфолио (как индивидуальный, так и институциональный) может представлять информацию либо персонального характера, либо демонстрирующую выполнение студентом/преподавателем/исследователем/подразделением некоторых заранее определенных (с помощью соответствующих шаблонов) требований; с помощью этого инструмента возможно организовать эффективный контроль качества — как отдельных компонентов учебного процесса (например, с помощью портфолио-презентации дипломной работы), так и в целом его институциональных характеристик (с помощью портфолио по выполнению обязательных требований учебного плана).
все вышеперечисленные типы сайтов могут служить в качестве единых точек доступа ко всем типам библиотечных/электронных ресурсов (благодаря функциональности инструмента «Ресурсы») — от лицензионных электронных баз данных (научных журналов, электронных книг) до электронных каталогов традиционной библиотеки вуза и до доступа к локальным электронным коллекциям подразделения.
Настоящий текст представляет собой краткое описание основных инструментов и возможностей, являющихся частью платформы Sakai. Обращаем ваше внимание на то, что здесь описаны только инструменты, используемые на сегодняшний день в Sakai@СПбГУ, и этим сфера функциональности системы отнюдь не исчерпывается. Если вас интересует более подробная информация о всех потенциально доступных инструментах, обращайтесь на портал: sakaiproject.orgВ этой статье мы использовали материалы
Портала дистанционного обучения СПбГУ, а так же статью А.С. Биккулова "Опыт сочетания платформы дистанционного обучения Sakai и социальной сети Вконтакте для поддержки учебного процесса".