Качественных ли студентов набирают высшие учебные заведения Украины благодаря тестированию (а на этот вопрос ищут ответ вот уже несколько лет подряд, некоторым образом ответит зимняя сессия, которая начнется со дня на день. Но набрать хороших студентов – это только полдела, нужно их еще, как говорится, до ума довести, максимально продуктивно использовав творческий потенциал. Но как это сделать, если наша наука в течение многих лет пребывает, что называется, на задворках? Все точки над «і» в вопросах, которые интересуют общество в этой сфере, расставляет ректор ведущего технического университета страны – Киевского политехнического – Михаил Згуровский.
Интервью ректора газете "Урядовий курьєр"- Михаил Захарович, хотя первая сессия у первокурсников только начинается, у вас, наверное, есть уже предварительные результаты: каких студентов вы набрали в этом году? Они лучше прошлогодних?
- Система ЗНО, с одной стороны, для Украины важна и необходима, но с другой стороны – ее необходимо доработать. Почему? Нашему, как и многим другим университетам, нужна творческая молодежь, а эта система не чувствительна к выявлению креативных способностей. И поэтому дети в школе начинают готовиться к тестам по шаблонному принципу – они учатся повторять известные вещи, а когда стыкаются с нестандартной проблемой, решить ее не способны, потому что методологически не подготовлены к этому.
А результаты тестирования нас не утешают. Те дети, которых мы уже не первый год набираем по этой системе, не всегда оправдывают ожидания. В этом году, как и в прошлом, мы получили не подготовленных к учебе в КПИ студентов. Немало тех, кто вступил к нам с высокими баллами по математике (от 180 до 200), уже в первом семестре не выдержали требований университета, потому что не были подготовлены к нестандартному мышлению, что требуется у нас в первую очередь. Причем их почти половина. По физике ситуация еще хуже: 65% не способны решать новые нешаблонные задания.
О творческой молодежи
- Но одно дело – результаты тестов, и совсем другая – победы на предметных олимпиадах. Почему олимпиадников с максимальными тестовыми баллами наши ведущие ВУЗы не приглашают к себе, принуждая ехать учиться за границу Украины?
- Это действительно слабое звено нашей системы высшего образования. И как раз для этого мы – совместно с Малой академией наук и Университетом Шевченка – создали специальную программу «Будущее Украины». Она нацелена на поиск талантливых детей вне зависимости от географии их проживания и материального состояния семьи. Делается это в три этапа: первый – именно предметные олимпиады, которые подготовлены по специальным программам, ориентированными на выявление умения нестандартно мыслить; второй – выставки творчества. Кстати, недавно первая такая выставка национального масштаба, где молодежь демонстрировала свои оригинальные разработки, прошла в Центральном дворце детей и юношества. И третье – общенациональные конференции, в которых принимают участие самые талантливые.
Все эти дети, которые попадают в поле нашего зрения во время проведения трех туров программы, включаются в нашу базу данных. А потом мы их приглашаем к работе уже с известными учеными на кафедрах и лабораториях наших университетов. Почему мы не достаточно внимательно следим за всеукраинскими олимпиадами? Статистика показывает, что много победителей этих олимпиад – с точки зрения их потенциала, способности творить что-то новое – потом оказываются для нас неинтересными. Поэтому, откровенно говоря, КПИ обращает внимание только на победителей мировых олимпиад.
О потенциале Украины
- А мы можем что-то дать миру?
- Молодежь может. Наши студенты работают во многих научных центрах мира, индивидуально они очень успешны. Чтобы лучшие выпускники вузов могли реализоваться как великие изобретатели в обществе, необходимы социальные условия – специально созданная система правил и приоритетов. Чтобы ее разработать, нужно немного – политическая воля. Чтобы начать, необходимо определиться с политикой и направлениями развития – страна может сосредоточиться на сырьевых низко-технологических направлениях, а может – на научно-технических.
- Допустим, сосредоточились на научно-технологических. Что дальше?
- Найти свою нишу в мире, чтобы Украина стала востребованной. По всему широкому спектру это уже нереально, поэтому нужно определиться с несколькими приоритетами, их не больше 5-6-ти. В первую очередь, Украина должна воспользоваться тем, что дала природа. Это земля и возможность создавать для внешнего мира высококачественные продукты питания. А для этого нам нужны очень развитые биотехнологии. Поскольку у нас хорошие математики и программисты, можно поставить на прорыв в сфере информационных технологий. Кроме того, наше географическое положение способствует для создания «шелкового пути» между Востоком и Западом. Природа дала нам много сырьевых ресурсов – нужно подняться на уровень высокотехнологической переработки и создания новых материалов с использованием нанотехнологий. Еще одно перспективное направление – наука о здоровье человека: медицинская инженерия, биоинженерия, генная инженерия. Не стоит забывать и о стабильном развитии страны. А уже потом, имея эту систему приоритетов, - на каждом сосредоточить политические, человеческие и финансовые ресурсы.
Использованы материалыukurier.gov.ua
Мы смотрим только на победителей мировых олимпиад
Качественных ли студентов набирают высшие учебные заведения Украины благодаря тестированию (а на этот вопрос ищут ответ вот уже несколько лет подряд, некоторым образом ответит зимняя сессия, которая начнется со дня на день. Но набрать хороших студентов – это только полдела, нужно их еще, как говорится, до ума довести, максимально продуктивно использовав творческий потенциал. Но как это сделать, если наша наука в течение многих лет пребывает, что называется, на задворках? Все точки над «і» в вопросах, которые интересуют общество в этой сфере, расставляет ректор ведущего технического университета страны – Киевского политехнического – Михаил Згуровский.
Интервью ректора газете "Урядовий курьєр"
Интервью ректора газете "Урядовий курьєр"