Прискорбный факт: в школе дети получают не только знания, но и букет самых разнообразных болезней разной степени тяжести. К сожалению, сегодня в школах мало задумываются о здоровье учеников. Исследования же показывают, что сегодня среди выпускников украинских школ только 3% здоровых детей. Половина выпускников в дальнейшем имеет проблемы с получением профессии по душе из-за плохого состояния здоровья.
Такое положение вещей действительно волнует педагогов, ученых, представителей власти, что видно по количеству публикаций в педагогических и общественных изданиях, совещаниях и конференциях, посвященных вопросу сохранения здоровья подрастающего поколения. Однако пока в реальной жизни за пределами кабинетов ничего не меняется.
Тем не менее, мы постарались подобрать несколько практических советов от медиков, которые могут помочь вам разобраться в необходимых направлениях работы по улучшению условий для учебы наших детей.
читать дальшеУрок в движении
Более 25 лет доктор медицинских наук Владимир Базарный пытается найти способы, как защитить формирующийся организм ребенка от неблагоприятного воздействия современной школы. Основная проблема, по мнению специалиста, - гиподинамия, недостаток движения нынешних детей. В течение обучения в школе большая часть дня проводится за партой, хотя в детском и подростковом возрасте жизненно необходимо как можно больше двигаться, это физиологическая потребность для детей, поскольку от недостатка движения их развитие может замедлиться. Именно по причине гиподинамии уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка.
Ученый разработал несколько несложных приемов, которые могут позволить учителю вести уроки так, чтобы дети находились в движении. Например, в классе на половине парт стоят специальные конторки, часть урока дети за ними пишут и читают стоя. Причем стоят они в носках на массажных или самодельных ковриках с нашитыми на них пуговицами, невольно переминаясь с ноги на ногу.
Важно также правильно располагать методические материалы в классе. Лучше расположить их так, чтобы детям все время приходилось поворачиваться в разные стороны и искать их взглядом. На потолке могут быть нарисованы офтальмологические тренажеры, которые помогают ученикам дать отдых глазам. От ученика требуется лишь время от времени водить взглядом по этим линиям.
Человеческий мозг не создан для наблюдения прямых линий, потому что в природе таких линий нет. Потому наш мозг устает от такой деятельности. Чтобы сгладить неприятное впечатление от прямых углов классной комнаты, школьной мебели, стендов можно использовать обои с волнистыми рисунками, а также оформить доску с использованием волнистых линий. Картинки, необходимые для урока, также можно развешивать не горизонтально, а волнообразно или под углом.
Рабочий день крепостного крестьянина
Посмотрите, какой объем информации должны усвоить дети. Рабочий день старшеклассника длится 12,5–14,5 часов. Просто как у крепостного крестьянина или раба Древнего мира. Чтобы выполнить все, что задали на дом, школьник не должен гулять, заниматься спортом, у него не остается времени ни на чтение, ни на увлечения, ему приходится сокращать время сна.
Программы, по которым дети сейчас учатся в школе, в 40% случаев ориентированы на «продвинутый» уровень образования, в то время как одаренных детей примерно 6%, способных – 15%. То есть дети их изначально не могут усвоить. В школах появляются все новые предметы. Кто же будет спорить, что иностранный язык, например, лучше учить с первого класса, чем с пятого; и лучше после школы знать два иностранных языка, чем один; и что в школе нужно преподавать граждановедение (мы ведь хотим получить поколение ответственных сознательных граждан, не так ли?); и что знакомство с мировой культурой – это прекрасно, это необходимо. Но ведь и курс математики остался в школе в том же объеме, что и раньше, и курс химии, физики, языка, географии… тоже. И ведь при таких безумных нагрузках наши дети не стали образованнее. Родители выпускников знают, что без дополнительных занятий, без подготовительных курсов и репетиторов поступить в вузы сегодняшние выпускники не в состоянии.
Что могут родители
Но что же можем сделать мы, родители? Разработать другие методики преподавания мы не в силах, это дело профессионалов. Написать другие учебники – тоже. Отдать своих детей в школы, где мальчики и девочки учатся раздельно? На всех таких школ не хватит. И вряд ли их станет больше в ближайшее время. В «мальчишечьих» классах должны преподавать мужчины, а нынешние оклады учителей не располагают к тому, чтобы образованные юноши шли работать в средние учебные заведения. И все-таки кое-что мы сделать можем.
Во-первых, выбирая альма-матер для своего ребенка, посмотрите: она будет только давать знания или еще и хоть как-то заботиться о здоровье своих учеников. Не надо думать, что если ребенку дадут много знаний, их ему хватит надолго. Век назад знания обновлялись каждые 30 лет. Сегодня только за один год обновляется 15% знаний. Ребенку придется учиться всю жизнь, и на эту учебу у него должно хватить здоровья. Посмотрите на выбор школы с этой точки зрения. Если рядом с вашим домом есть школа с раздельным обучением мальчиков и девочек, отдайте ребенка в нее. Если в ближайшей школе учителя применяют какие-нибудь оберегающие здоровье детей методики или технологии, хорошо. Если в школе хотя бы проводят физкультминутки на уроках, а на переменах поят детей фиточаями или кислородными коктейлями, и то польза.
Во-вторых, несколько инициативных родителей, объединившись, могут вынудить школу позаботиться о здоровье учеников. Заказать конторки – дело недорогое, исправлять потом ребенку осанку курсами лечебной физкультуры и массажами обойдется дороже, поэтому конторки можно установить в классе за родительский счет. Можно самим начертить на потолке класса офтальмологические тренажеры и убедить учителя пользоваться ими на уроке, хотя бы на 2–3 минуты давать отдых глазам. Можно при очередном ремонте покрасить в классах стены так и так расположить наглядные пособия, чтобы детям было комфортно находиться в этом помещении каждый день. И можно задать директору и завучу вопрос: какие современные методики из тех, что позволяют детям усваивать материал без стресса, без страха перед оценкой, используют учителя этой школы? Эти методики известны, они обсуждаются в педагогической печати и их пора применять. Кстати, опросы показали, и большинство учителей – 79% – не против того, чтобы их освоить.
Главное, чтобы школа понимала, какой ценой она вбивает в бедные детские головы знания.
«Драмкружок, кружок по фото…»
Внешкольная нагрузка – благо как для детей, так и для их родителей, а вовсе не источник усталости и стресса, говорят американские врачи. Исследования показывают, что 10–20 часов в неделю внешкольной активности (участие в спортивных секциях, творческих кружках) впоследствии уберегают подростков от вредных привычек, помогают им получить хорошее образование и улучшают… отношения с родителями.
Спорт и поведение
Подростки, которые занимаются спортом и много двигаются, меньше склонны к рискованному поведению, делают вывод американские ученые. Они обследовали 12 тысяч учащихся средних и старших классов и убедились, что подвижные подростки имеют более высокую самооценку, лучше учатся, реже курят, пьют и пробуют наркотики. Такую пользу им приносят не только организованные тренировки, но и любая физическая активность, например, катание на скейтах.
Поспать бы!
Занятия в школе начинаются слишком рано, считает швейцарский нейробиолог Анна Вирц-Жюстис. Если бы уроки начинались в 9.30 утра, дети бы высыпались и лучше концентрировали внимание и использовали свою память.
За последние 20 лет средняя продолжительность сна сократилась с 8,3 до 7 часов, говорят ученые. В Европе рабочий день начинается очень рано. Однако большинство людей – «совы», если бы не обстоятельства, мы бы ложились спать в 0.30 и вставали бы в 8.30 утра.
Йод для ума
Около 70% украинских детей не получают достаточного количества йода с продуктами питания.
Недостаток йода в питании плохо влияет на развитие мозга. Это приводит к снижению интеллектуального уровня на 10–15%. Выход – употребление в пищу йодированной соли
В школу – только пешком!
Для лучшей умственной активности в школу надо ходить пешком. Это показали исследования, проведенные в Великобритании. Транспортная опека родителей плохо сказывается на учебе детей.
Не давите на детей!
Школьники Великобритании испытывают сильное давление со стороны родителей и педагогов, которые ожидают от них все больших успехов и достижений. Детей «подстегивают» всевозможными тестами, без конца определяют их способности, вместо того чтобы создать условия, при которых они учились бы без страха быть «отбракованными», заявил глава англиканской церкви архиепископ Кентерберийский. Он считает, что каждый десятый школьник Великобритании страдает депрессией и число таких детей значительно выше, чем в других странах Европы.
Следите за осанкой!
У каждого десятого ребенка изношены межпозвоночные диски. К такому выводу пришли шотландские врачи, обследовав 11-летних детей при помощи магнитно-резонансной томографии. Причем лишь треть детей с проблемами позвоночника жаловались на боли в спине. Ученые считают, что, несмотря на отсутствие симптомов, эти изменения могут привести к развитию межпозвонковых грыж, поэтому надо больше уделять внимания правильной осанке и физической активности детей.
Живительный глоток
Несколько глотков воды, сделанных во время умственного напряжения, снимают усталость и помогают при головной боли, установили британские ученые. Поэтому в школах Великобритании дети каждый день получают бутылки с питьевой водой и им разрешено ее пить на уроках.
Кому в школе трудно
Треть учащихся с трудом адаптируются к требованиям школы, считают специалисты Института мозга человека. Особенно трудно приходится первоклассникам, пятиклассникам, только что перешедшим из начальной школы в среднюю, и подросткам старше 12 лет. Школьную дезадаптацию можно распознать по таким признакам: ребенок отказывается посещать занятия, не может сконцентрироваться на выполняемой работе и довести ее до конца, страдает головными болями, тиками, страхами… Оставлять эти явления без внимания нельзя, надо обращаться к неврологу или психологу. Специалисты проводят психологическую коррекцию ребенка, назначают ему фармакологические препараты, дают рекомендации родителям и учителям.
Такое положение вещей действительно волнует педагогов, ученых, представителей власти, что видно по количеству публикаций в педагогических и общественных изданиях, совещаниях и конференциях, посвященных вопросу сохранения здоровья подрастающего поколения. Однако пока в реальной жизни за пределами кабинетов ничего не меняется.
Тем не менее, мы постарались подобрать несколько практических советов от медиков, которые могут помочь вам разобраться в необходимых направлениях работы по улучшению условий для учебы наших детей.
читать дальшеУрок в движении
Более 25 лет доктор медицинских наук Владимир Базарный пытается найти способы, как защитить формирующийся организм ребенка от неблагоприятного воздействия современной школы. Основная проблема, по мнению специалиста, - гиподинамия, недостаток движения нынешних детей. В течение обучения в школе большая часть дня проводится за партой, хотя в детском и подростковом возрасте жизненно необходимо как можно больше двигаться, это физиологическая потребность для детей, поскольку от недостатка движения их развитие может замедлиться. Именно по причине гиподинамии уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка.
Ученый разработал несколько несложных приемов, которые могут позволить учителю вести уроки так, чтобы дети находились в движении. Например, в классе на половине парт стоят специальные конторки, часть урока дети за ними пишут и читают стоя. Причем стоят они в носках на массажных или самодельных ковриках с нашитыми на них пуговицами, невольно переминаясь с ноги на ногу.
Важно также правильно располагать методические материалы в классе. Лучше расположить их так, чтобы детям все время приходилось поворачиваться в разные стороны и искать их взглядом. На потолке могут быть нарисованы офтальмологические тренажеры, которые помогают ученикам дать отдых глазам. От ученика требуется лишь время от времени водить взглядом по этим линиям.
Человеческий мозг не создан для наблюдения прямых линий, потому что в природе таких линий нет. Потому наш мозг устает от такой деятельности. Чтобы сгладить неприятное впечатление от прямых углов классной комнаты, школьной мебели, стендов можно использовать обои с волнистыми рисунками, а также оформить доску с использованием волнистых линий. Картинки, необходимые для урока, также можно развешивать не горизонтально, а волнообразно или под углом.
Рабочий день крепостного крестьянина
Посмотрите, какой объем информации должны усвоить дети. Рабочий день старшеклассника длится 12,5–14,5 часов. Просто как у крепостного крестьянина или раба Древнего мира. Чтобы выполнить все, что задали на дом, школьник не должен гулять, заниматься спортом, у него не остается времени ни на чтение, ни на увлечения, ему приходится сокращать время сна.
Программы, по которым дети сейчас учатся в школе, в 40% случаев ориентированы на «продвинутый» уровень образования, в то время как одаренных детей примерно 6%, способных – 15%. То есть дети их изначально не могут усвоить. В школах появляются все новые предметы. Кто же будет спорить, что иностранный язык, например, лучше учить с первого класса, чем с пятого; и лучше после школы знать два иностранных языка, чем один; и что в школе нужно преподавать граждановедение (мы ведь хотим получить поколение ответственных сознательных граждан, не так ли?); и что знакомство с мировой культурой – это прекрасно, это необходимо. Но ведь и курс математики остался в школе в том же объеме, что и раньше, и курс химии, физики, языка, географии… тоже. И ведь при таких безумных нагрузках наши дети не стали образованнее. Родители выпускников знают, что без дополнительных занятий, без подготовительных курсов и репетиторов поступить в вузы сегодняшние выпускники не в состоянии.
Что могут родители
Но что же можем сделать мы, родители? Разработать другие методики преподавания мы не в силах, это дело профессионалов. Написать другие учебники – тоже. Отдать своих детей в школы, где мальчики и девочки учатся раздельно? На всех таких школ не хватит. И вряд ли их станет больше в ближайшее время. В «мальчишечьих» классах должны преподавать мужчины, а нынешние оклады учителей не располагают к тому, чтобы образованные юноши шли работать в средние учебные заведения. И все-таки кое-что мы сделать можем.
Во-первых, выбирая альма-матер для своего ребенка, посмотрите: она будет только давать знания или еще и хоть как-то заботиться о здоровье своих учеников. Не надо думать, что если ребенку дадут много знаний, их ему хватит надолго. Век назад знания обновлялись каждые 30 лет. Сегодня только за один год обновляется 15% знаний. Ребенку придется учиться всю жизнь, и на эту учебу у него должно хватить здоровья. Посмотрите на выбор школы с этой точки зрения. Если рядом с вашим домом есть школа с раздельным обучением мальчиков и девочек, отдайте ребенка в нее. Если в ближайшей школе учителя применяют какие-нибудь оберегающие здоровье детей методики или технологии, хорошо. Если в школе хотя бы проводят физкультминутки на уроках, а на переменах поят детей фиточаями или кислородными коктейлями, и то польза.
Во-вторых, несколько инициативных родителей, объединившись, могут вынудить школу позаботиться о здоровье учеников. Заказать конторки – дело недорогое, исправлять потом ребенку осанку курсами лечебной физкультуры и массажами обойдется дороже, поэтому конторки можно установить в классе за родительский счет. Можно самим начертить на потолке класса офтальмологические тренажеры и убедить учителя пользоваться ими на уроке, хотя бы на 2–3 минуты давать отдых глазам. Можно при очередном ремонте покрасить в классах стены так и так расположить наглядные пособия, чтобы детям было комфортно находиться в этом помещении каждый день. И можно задать директору и завучу вопрос: какие современные методики из тех, что позволяют детям усваивать материал без стресса, без страха перед оценкой, используют учителя этой школы? Эти методики известны, они обсуждаются в педагогической печати и их пора применять. Кстати, опросы показали, и большинство учителей – 79% – не против того, чтобы их освоить.
Главное, чтобы школа понимала, какой ценой она вбивает в бедные детские головы знания.
«Драмкружок, кружок по фото…»
Внешкольная нагрузка – благо как для детей, так и для их родителей, а вовсе не источник усталости и стресса, говорят американские врачи. Исследования показывают, что 10–20 часов в неделю внешкольной активности (участие в спортивных секциях, творческих кружках) впоследствии уберегают подростков от вредных привычек, помогают им получить хорошее образование и улучшают… отношения с родителями.
Спорт и поведение
Подростки, которые занимаются спортом и много двигаются, меньше склонны к рискованному поведению, делают вывод американские ученые. Они обследовали 12 тысяч учащихся средних и старших классов и убедились, что подвижные подростки имеют более высокую самооценку, лучше учатся, реже курят, пьют и пробуют наркотики. Такую пользу им приносят не только организованные тренировки, но и любая физическая активность, например, катание на скейтах.
Поспать бы!
Занятия в школе начинаются слишком рано, считает швейцарский нейробиолог Анна Вирц-Жюстис. Если бы уроки начинались в 9.30 утра, дети бы высыпались и лучше концентрировали внимание и использовали свою память.
За последние 20 лет средняя продолжительность сна сократилась с 8,3 до 7 часов, говорят ученые. В Европе рабочий день начинается очень рано. Однако большинство людей – «совы», если бы не обстоятельства, мы бы ложились спать в 0.30 и вставали бы в 8.30 утра.
Йод для ума
Около 70% украинских детей не получают достаточного количества йода с продуктами питания.
Недостаток йода в питании плохо влияет на развитие мозга. Это приводит к снижению интеллектуального уровня на 10–15%. Выход – употребление в пищу йодированной соли
В школу – только пешком!
Для лучшей умственной активности в школу надо ходить пешком. Это показали исследования, проведенные в Великобритании. Транспортная опека родителей плохо сказывается на учебе детей.
Не давите на детей!
Школьники Великобритании испытывают сильное давление со стороны родителей и педагогов, которые ожидают от них все больших успехов и достижений. Детей «подстегивают» всевозможными тестами, без конца определяют их способности, вместо того чтобы создать условия, при которых они учились бы без страха быть «отбракованными», заявил глава англиканской церкви архиепископ Кентерберийский. Он считает, что каждый десятый школьник Великобритании страдает депрессией и число таких детей значительно выше, чем в других странах Европы.
Следите за осанкой!
У каждого десятого ребенка изношены межпозвоночные диски. К такому выводу пришли шотландские врачи, обследовав 11-летних детей при помощи магнитно-резонансной томографии. Причем лишь треть детей с проблемами позвоночника жаловались на боли в спине. Ученые считают, что, несмотря на отсутствие симптомов, эти изменения могут привести к развитию межпозвонковых грыж, поэтому надо больше уделять внимания правильной осанке и физической активности детей.
Живительный глоток
Несколько глотков воды, сделанных во время умственного напряжения, снимают усталость и помогают при головной боли, установили британские ученые. Поэтому в школах Великобритании дети каждый день получают бутылки с питьевой водой и им разрешено ее пить на уроках.
Кому в школе трудно
Треть учащихся с трудом адаптируются к требованиям школы, считают специалисты Института мозга человека. Особенно трудно приходится первоклассникам, пятиклассникам, только что перешедшим из начальной школы в среднюю, и подросткам старше 12 лет. Школьную дезадаптацию можно распознать по таким признакам: ребенок отказывается посещать занятия, не может сконцентрироваться на выполняемой работе и довести ее до конца, страдает головными болями, тиками, страхами… Оставлять эти явления без внимания нельзя, надо обращаться к неврологу или психологу. Специалисты проводят психологическую коррекцию ребенка, назначают ему фармакологические препараты, дают рекомендации родителям и учителям.
@темы: для родителей, школа, актуально