Уже упоминавшийся нами доктор медицинских наук Владимир Базарный – активный сторонник раздельного обучения мальчиков и девочек в начальных и средних классах. Дети могут ходить в одну школу, вместе играть на переменах, участвовать в общих школьных мероприятиях, но учиться мальчики и девочки должны раздельно. Такое обучение позволит педагогам учитывать особенности гендерного развития (все знают, что мальчики и девочки взрослеют не одновременно), избавит школьников от лишних стрессов и не нанесет вред их здоровью.

Мозг мальчиков и девочек развивается по-разному и с разной скоростью. В младших классах девочки опережают мальчиков в развитии: они лучше выполняют типовые задания, лучше отвечают и устно и письменно, потому что речь их в этом возрасте более развита, легче выполняют некоторые мыслительные операции… До 5–6-го класса девочки доминируют и физически, и интеллектуально, и социально. А мальчики находятся в состоянии постоянного стресса, потому что школа в лице учительниц-женщин требует от них, чтобы они подражали успешным девочкам и в поведении, и в учебе, подавляли в себе мужское начало, природные мужские особенности. Да еще девочки, более зрелые и физически и духовно, в младших классах навязывают мальчикам свои пристрастия, привычки, взгляды, страхи… В результате многолетний стресс не только ухудшает здоровье мальчиков, за школьные годы они теряют истинно мужские качества – целеустремленность, уверенность в своих силах, умение отвечать за свои решения и отстаивать свое мнение…

Но ведь и девочкам раздельное обучение идет на пользу! Исследования показывают, что здоровье учениц «девчачьих» классов намного лучше, чем у их сверстниц из смешанных классов. У них были лучше и показатели пульса, и артериального давления, и состояние желудочно-кишечного тракта, они демонстрировали более высокую работоспособность. Все мальчики и девочки, которые обучаются раздельно, болеют в 3–4 раза меньше, чем их сверстники.

Но несмотря на все положительные моменты, ложка дегтя все равно присутствует. Исторически раздельное обучение сложилось раньше смешанного. Тем не менее, сейчас в обществе преобладает совместное обучение мальчиков и девочек. И в раздельном обучении есть главный недостаток – это возможность возникновения проблем в общении между девочками и мальчиками. То есть при недостатке совместного общения они могут просто не научиться понимать другой пол. А это, в свою очередь, создаст проблемы при образовании семьи, в трудовом коллективе и т.д.

Именно поэтому раздельное обучение предлагается проводить под одной крышей – в одном здании, с общими переменами, совместными внешкольными мероприятиями и некоторыми совместными уроками.
Таким образом, у ребят есть возможность проиграть самые разнообразные ситуации общения – и во время досуга, и в деловом взаимодействии.
Но главное, чтобы у самих школьников (и их родителей) всегда был выбор, в каком классе учиться.

А как у них? Как сообщает директор Национальной ассоциации раздельного образования Леонард Сакс, количество школ с раздельным обучением мальчиков и девочек в США за последние 7-8 лет возросло более чем в 50 раз.