понедельник, 09 августа 2010

В поиске оптимальных условий для формирования всесторонне и гармонично развитого ребенка выдающиеся педагоги ХХ века разрабатывали новаторские системы обучения и воспитания, которые сохранились и активно используются по сей день. На прошлой неделе мы познакомились с вальдорфской системой обучения, разработанной на основе педагогических идей Р. Штайнера.
Сегодня же позвольте рассказать о педагогике Монтессори, также известной как система Монтессори. Это система педагогического воспитания, которую предложила в первой половине ХХ века итальянский педагог и ученый Мария Монтессори. Ее методика основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку, таким образом, что он постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь при этом в собственном ритме и направлении.
Подробнее о методикеПедагогика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребенку и его индивидуальности уделяется наибольшее внимание. Монтессори считала каждого ребенка ценным. В системе Монтессори не сравнивают и не измеряют детей по существующим общим меркам. Дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства, критики. По мнению педагога и поощрение, и наказание вредны для внутренней ориентации человека, потому стоит учиться, следуя лишь собственной мотивации. Учитываются потребности, способности и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети получают возможность самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.
Педагогика Монтессори старается поддержать естественную радость ребенка от учения, что обычно упускается из виду при классической классно-урочной системе. Изучая различные темы в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, дети приобретают уверенность в собственных силах и усваивают материал наиболее эффективным образом.
Мария Монтессори, также как и Рудольф Штайнер, подразделяет процесс развития детской личности на три фазы: первая стадия детства (0-6 лет), вторая стадия детства (6-12 лет), юность (12-18 лет). Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок развития.
Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребенка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребенка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребенка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность, самостоятельно выбирать место для занятий
С момента своего рождения ребенок стремится к свободе и независимости от взрослого. В этом процессе взрослый может стать союзником ребенка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребенке, ребенок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.
Поскольку каждый ребенок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребенка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребенка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребенку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.
В Украине по системе Монтессори работает несколько детских садов в Киеве и школа Монтессори в Одессе.
@темы:
школа,
мир,
образование,
Украина