
Билингвизм (двуязычие) - это свободное владение двумя языками одновременно. Двуязычный человек способен попеременно использовать два языка, в зависимости от ситуации и от того, с кем он общается.
По данным ряда исследователей, билингвов в мире больше, чем монолингвов. Известно, что около 70 % населения земного шара в той или иной степени владеют двумя или более языками.
Современное украинское общество поставлено перед серьезной языковой проблемой. Нынешние дети теряют навыки билингвизма. Общаясь дома только на русском или украинском языке, изучая при этом в школе какой-то иной язык, дети значительно регрессируют в степени овладения как русским, так и украинским языком. Проблема эта сложна не только по культурным, но по политическим причинам. Почему-то вопрос о том, на каком языке говорить, становится популярным орудием предвыборных кампаний, когда кандидаты регулярно обещают официально закрепить за русским языком статус государственного. Однако в этой статье мы не ставим перед собой цель пропаганды того или иного подхода к государственной политике и языковым проблемам на территории нашей страны. Мы лишь хотим объяснить, каким образом ребенок может на достойном уровне овладеть несколькими языками, если он живет в условиях многоязычия.
читать дальше
В целом, дети могут выучить второй язык двумя способами: синхронно с первым (родным языком) и последовательно.
К детям, которые овладевают языками синхронно, относят детей до 3 лет, которым одновременно предъявляется два языка. К этой группе можно отнести детей, которые общаются дома с родителями на одном языке, а с работниками дошкольных учреждений на другом. Также в эту группу можно отнести детей, чьи родители общаются на разных языках дома (например, мать говорит с ребенком по-английски, а отец – по-французски).
До 6-месячного возраста дети, изучающие языки синхронно, учат языки на одном уровне, не отдавая предпочтения ни одному из них. Это происходит потому, что в мозгу ребенка создается отдельная самостоятельная языковая система для каждого языков, который у них на слуху. Такие системы позволяют ребенку учить более одного языка без особых затруднений.
После 6-месячного возраста дети начинают замечать различия между языками и начать отдавать предпочтения тому или иному языку. Это означает, что родители должны позаботиться о том, чтобы дети в равной мере предъявляли оба языка ребенку. В противном случае, дети могут начать забывать слова того языка, который у них менее на слуху.
Познавательные преимущества при синхронном овладении языками. Есть немало познавательных преимуществ для детей, которые одновременно познавали более одного языка. Например, у них лучше развита нервная деятельность и области мозга, отвечающие за памяти, внимание и язык, чем у моноязычных детей.
Последовательное овладение вторым языком. К этой группе относятся дети, которые сначала выучили один язык, а затем узнали или должны были выучить второй. Классический пример последовательного овладения языком – когда не владеющий украинским языком ребенок поступает в образовательное учреждение с украинским языком обучения. В отличие от синхронного изучения, последовательное овладение языком может происходить в любом возрасте и зависеть от таких факторов, как темперамент или мотивация ребенка.
Четыре стадии последовательного изучения второго языка:
Стадия 1: Использование родного языка
Первые несколько дней ребенок может упорно продолжать использовать свой родной язык даже в том случае, если его не понимают окружающие.
Стадия 2: Период молчания
После того, как ребенок осознает, что его родной язык не срабатывает, наступает период молчания, когда ребенок практически все время молчит и очень сильно полагается на невербальные средства общения. Чем ребенок младше, тем дольше может затянуться такой период молчания.
Стадия 3: Обрывчатая речь по шаблону
Дети начинают говорить на втором языке. На этой стадии они будут произносить лишь небольшие высказывания или повторять фразы других.
Стадия 4: Продуктивная речь
Дети готовы высказывать свои мысли и строить собственные предложения. Поначалу предложения будут очень простыми или грамматически неверными, однако со временем это пройдет.
Родители детей, которые учат два языка, не должны беспокоиться, если их дети долго задерживаются на какой-то из указанных стадий (например, период молчания). Такое поведение вполне нормально для детей, которые изучают второй язык. Также исследования показывают, что дети, начавшие изучать второй язык до 6-7-летнего возраста, с большей вероятностью могут овладеть им как родным языком.
Преимущества от знания нескольких языков
Ученые подчеркивают, что билингвизм крайне полезен для развития языка, грамотности, социальных навыков, познавательной сферы ребенка. Например, дети-билингвы показывают лучшие результаты при тестировании их способности к аналитическому мышлению, формированию понятий, познавательной гибкости и метаязыковых навыков.
Родителям следует всячески поддерживать билингвальное окружение своих детей. Выберите образовательную программу для своего ребенка, которая допускает обучение на нескольких языках. Будьте готовы к тому, что ваш ребенок может проявлять неуважение к родному языку. Старайтесь поддерживать интерес к второму языку у своего ребенка, объясняя ему преимущества знания двух языков.
Помните, что родители играют крайне важную роль для поддерживания интереса ребенка к обоим языкам. Было бы наивно думать, что дети могут как губка впитывать любую предоставляемую им информацию. Развитие билингвизма у ребенка требует постоянных усилий, закрепления пройденного материала и поддержки со стороны родных и близких.
Далеко не все могут знать два языка уже с рождения. Давайте же не лишать своих детей возможности быть всесторонне развитыми уже сегодня.